Архитектурный ансамбль Регистан,
восстановленный в его первоначальном виде, считается ведущим в
Центральной Азии и величайшим среди грандиозных и непревзойденных
сооружений Исламского мира. Здесь находится перепутье столицы
Тамерлана, где 6 коммуникационных дорог пересекаются под сооружением
рынка. Его внук отвел городу более культурную и политическую роль.
Регистанский комплекс состоит из 3-х медресе: Медресе Улугбека, Медресе Шердор и Медресе Тиля Кари.
МЕДРЕСЕ УЛУГБЕКА
Если его деда запомнили благодаря возведенным
им мечетям и мавзолеям, то Улугбек заслужил память за свое внимание
науке. Медресе вмещало, по меньшей мере, 100 студентов под крышей
хорошей школы по преподаванию исламских и священных наук. По легенде
сам Улугбек преподавал здесь астрономию, которая была его страстью, и
отраженная в оформлении звездного неба на 35-ти метровом входе в
медресе. Надпись на куфи гласит: «Его превосходный фасад весит так
много, что земля может треснуть». Его размеры гармонично сочетаются с
абсолютной элегантностью его дизайна и черепичного покрытия. 600 летний
юбилей Улугбека в 1994 году способствовал процессу реконструкции
медресе, благодаря которому оно стало центральной
достопримечательностью Самарканда. После входа в пиштак (врата) вы
попадаете во внутренний двор, который ведет к 4-м аркам, плавно
переходящим в 2 ряда худжры. Под угловыми помещениями расположена
дарсхана (лекционный зал), в то время как западная часть скрывает под
собой 5-ти отсечную мечеть.
МЕДРЕСЕ ШЕРДОР
Второе медресе Регистана было построено
губернатором Ялантгушем между 1619 и 1636 годами. Архитекторы старались
в первую очередь построить сооружение достойное по своим размерам и
величию, в то время как Коран запрещал симметрию полностью в зеркальном
отображении. Длина фасада идентична, 51 метр от минарета до минарета, и
высокие, желобчатые купола, располагающиеся по бокам от пиштака,
вдохновили когда-то Улугбека возвести тоже самое над противоположной
дарсханой. Структурные различия включают отсутствие мечетей, редкостную
дарсхану и дополнительный вход через боковой фасад. Каждый сантиметр
кажется украшен яркой, цветной геометрией, растительными и
эпиграфическими узорами. В то время пока эксперты искали
пропорциональные и декоративные износы, начиная со времен правления
Тимура, ощутимое развитие получило изображение животного мира. Над
аркой пиштака, изображена погоня за испуганными 2-мя белыми газелями,
сквозь клубы пыли и заросли, 2-х львов, которые и дали название медресе
– Шер Дор – Львиная манера. Полосатые чудовища, схожие с тиграми,
изображены с гривавами на спине и с человеческим выражением лица.
Различные теории объясняют этот прорыв в живописи исламским табу на
метафорическое искусство.
МЕДРЕСЕ ТИЛЯ КАРИ
Для того чтобы дополнить приятную гармонию
площади, Ялангтуш направил свои строительные планы на возведение 75-ти
метрового медресе. Строительство проходило приблизительно с 1646 по
1660 годы. Маленькие угловые башни, относящиеся к медресе, с мозаичным
оформлением, в виде словно щедрых лучей солнца и переплетающихся
цветочных мотивов, своей цветовой гаммой напоминает Шердор. В то время
как многие медресе не имеют отверстий в боковых фасадах, Тилла Кари
подчеркивает свою религиозную принадлежность 2-мя рядами худжры,
вентилируемыми панжарой, и окнами, отделанными штукатуркой. Полы без
наката в ячейках худжры с другой стороны усиливают величие бирюзовых
куполов и врат в западной части медресе. Они поддерживают честь
величайшего медресе города, после чего мавзолей Биби Ханум превратился
в руины, а Кукельдаш исчез с карты Самарканда. Его великолепный
интерьер выполнен в стиле кундал с позолоченной надписью названия Тилла
Кари, выражениями из Корана и сталактидами над мраморной плитой, а
также в виде ковровых плит.